История
Там, где вершины Главного Кавказского хребта, на скудном склоне из голубого базальта стоит селение Вихли. Узкие улочки там начинаются у подножия селения и уходят в небо. Там живут веселые балагуры и острословы, слава о которых идет по всей Лакии. Вопреки суровым ветрам эпохи, вихлинцы бережно сохранили свои обычаи, уникальные обряды и танцы, оригинальную одежду, множество старинных преданий, песен и легенд.
Село Вихли расположено в северо-восточной части Кулинского района, вблизи западного отрога горы Щунудаг, на высоте 2000 метров над уровнем мирового океана, недалеко от сел Сукиях, Цыйша и Кани. Село возникло на отдельно стоящем холме из базальтовых пород, с довольно крутыми склонами, и представляющем собой весьма удобное для обороны естественное укрепление.
По преданию, село образовалось в результате слияния нескольких меленьких хуторов — поселений, которые в новом селении образовали отдельные кварталы. Известно, что первыми кварталами (ссак1а) нового села стали Бураган (Бурагъан ссак1а), Багли (Багълил ссак1а), Ичил (Ич1ил ссак1а), Кюти (Къютил ссак1а), Накали (Няк1алил ссак1а), Яхсуми, Канахми (К1анахми) и др. конечно же, о возникновении села Вихли нет известных письменных свидетельств, все сведения об образовании села сохранились только в местных устных преданиях и легендах. Историческая наука говорит о том, что в горном Дагестане в 14-16 веках происходил процесс укрупнения населенных пунктов. На наш взгляд интенсификация процесса укрупнения населенных пунктов в Лакии хронологически совпадает с распадом государства Шамхалов в 17 веке. Государство Шамхалов с центром в Кази-Кумухе возникло в 7 веке и подчинило огромные территории в нагорном и равнинном Дагестане. Правители государства – шамхалы, ведя активную внешнюю политику, с помощью дипломатии и военной силы построили сильное государство, в котором царили мир и порядок. Подданные шамхалов чувствовали себя в безопасности под защитой мощной власти. Жители государства шамхалов могли позволить себе роскошь жить в небольших незащищенных поселениях и хуторах, поближе к пашням и пастбищам. Думаю, что именно в это время появилось устойчивое фразеологическое сочетание «Лакрал мюрщи щархъурду» («Крохотные села лакцев»). Но с распадом государства шамхалов ситуация кардинально изменилась, некогда мощное, процветающее государство распалось на мелкие части, ведущие междоусобные войны. По территории бывшей империи начали бродить шайки разбойников и воров, жить в мелких поселениях стало небезопасно, и лакцы начали ускоренно объединяться в большие укрепленные села. Вероятнее всего и село Вихли возникло именно в это время — где то в середине 17 века. Народная молва связывает название села Вихли (Вихьул) именно с таким объединением. Лакское слово «вив хьун» переводится как «объединиться», «собраться», хотя эта версия типичный пример так называемой народной этимологии, она имеет все основания быть и возможно соответствует истине. Во всяком случае, более убедительных версий о происхождении названия села пока еще не выдвинуто. На самой высокой точке холма, где расположилось новое село, жители соорудили мощную крепость. Крепость не сохранилась, и только название места, где она стояла, «Къалалиялу» («Крепость»), да едва угадываемые контуры фундамента говорят нам, что в те тревожные времена в этих местах мужество и ярость предков выходили часто на линию огня. Жители поселений, объединившихся в новое село, видимо, и раньше были связаны родственными, хозяйственными узами, имели общие обязательства и договоренности по самым разным вопросам и часто сообща решали возникшие проблемы, улаживали спорные вопросы. Об этом свидетельствует место, где, по преданию, собирались на сход жители близлежащих маленьких поселений, место это называется «Маччайнна ккурч1а» («Годекан родичей»). Легенда гласит, что именно на этом месте было решено объединиться («вив хьун») и основать новое селение для большей безопасности и эффективного отражения внезапных нападений.
Легенда повествует и о том, что некоторые хутора не захотели переселяться в новое село, снялись с насиженных мест и уехали в неизвестном направлении. Согласно легенде часть жителей хутора Ччиккул переселилась в Армению, а часть обосновалась в селении Убра. Жителей другого хутора Чагъар не приняли в новое село, ибо они были в феодальной зависимости у хана, и вольные уздени вихлинцы не захотели среди себя иметь крепостных хана.
Территория, где расположено село Вихли заселено человеком в очень далекие времена. Об этом свидетельствует и топонимика местности, окружающее село. Топонимика села Вихли, собранная замечательным педагогом, знатоком родных мест Магомедовым Худаем оказалась очень богатой.
Наука утверждает, что количество названий, которые дает человек окружающему его ландшафту, свидетельствует о том, как долго живет человек на этом месте. Чем больше живут люди в данной местности, тем больше названий они дают окружающим их местам. Каждый валун, каждая лощина, каждый склон, каждая терраса, каждый родник у вихлинцев имеют сое название. Этимология многих названий не поддается расшифровке, в них чувствуются древнейшие наслоения. Их расшифровка могла бы многое поведать об истории этих мест, разгадать загадки.
Вихлинцы имеют своеобразный характерный диалект. Вихлинский диалект лакского языка характерен, прежде всего, выпадением гласных звуков перед полугласными, сонорными звуками: «ххлу» вместо «хулу», «к1ма» вместо «к1ама», «хъру» вместо «хъуру» и т. д. В этом плане он совпадает с диалектом вицхинской группы. Есть в вихлинском диалекте и некоторые звуки, которых нет в лакском языке. Известный ученый филолог Саид Хайдаков в своем исследовании «Очерки лакской диалектологии», описывая характерные особенности вихлинского диалекта, подчеркивает его исключительное лексическое богатство.
К сожалению, со временем диалекты нивелируются, и вихлинский диалект теряет свои характерные особенности, свой колорит и уникальное богатство, язык упрощается, теряет своеобразие и неповторимость.
В селении Вихли было две мечети — Ч1иви мизит (Малая мечеть) и Хъун мизит (Большая мечеть). Малая мечеть была построена в архаичной манере горской архитектуры и не имела минарета. Азан читали с крыши мечети. В советские времена долгие годы там размещалась сельская библиотека. Большая мечеть была построена на средства джамаата мастером-каменотесом Калахал Ибрагимом из с. Кани, позже к нему пристроили минарет на личные средства вихлинца Бялла. В 1960 году минарет был реставрирован мастерами каменщиками Кисул Кади и Мисил Магомед. В конце восьмидесятых, к великому сожалению, минарет рухнул, и уникальный памятник горской культовой архитектуры перестал существовать. Вихлинцы всегда считались религиозно образованным, соблюдающим исламские традиции джамаатом. Предание гласит, что в Вихли с Аравии приехал миссионер, чтобы обучать людей исламу, и представители вихлинского рода Гъазалихъул являются потомками этого миссионера. Многие выходцы этого села получили блестящее исламское образование. Известный ученый, знаток исламского языка, Галыб Садыки писал в своих записках о вихлинце Шилуми-хаджи и высоко оценивал его труды, написанные на арабском и турецком языках. Садыки писал о книге, написанной этим ученым-арабистом, которая хранится у него. К сожалению Галыба Садыки уже нет в живых, а мы в рамках этой статьи не можем сообщить ничего определенного ни о том, когда жил этот образованный вихлинец, ни отом, какие труды он писал. Известно только то, что в годы сталинских репрессий был репрессирован седобородый старец, религиозный деятель по имени Шилуми- хаджи и все село вышло на улицы с плачем и причитаниями провожать этого святого человека. Он сгинул в сталинских лагерях, и мы не знаем он ли автор книги, о которой писал Садыки или его предок. Образованным арабистом, знатоком исламских наук был Ашаев Магомед (Аьшавлав), он несколько лет преподавал в Кумухе богословские науки, работал кадием в нескольких селах Лакии, был дружен с Замир-Али, с Юсуфом и Гаджи Муркелинским. Высокообразованным был и брат Аьшавлава, Ашаев Али, он прекрасно владел современным арабским языком, был знатоком не только теологии, но и светской литературы современного арабоязычного мира. Преподавал богословие во многих лакских селах Катил Махмуд, известны и другие имена образованных арабистов из Вихли: Гарун Магад, Гарай Магад, Щаллаев Гасан и др. Основы религиозности и исламских традиций, заложенных этими людьми, и бережно хранимые народом, помогли вихлинцам сохранить веру в годы воинствующего безбожия и не потерять религиозные традиции. В советские времена в вихли били десятки мужчин, окончивших в свое время медресе, и женщин, обученных исламской грамоте, умеющих читать священные суры Корана и помогающих людям совершать ритуальные обряды, согласно нормам шариата. Сегодня быстрыми темпами идет возрождение исламских традиций, становится все больше людей, соблюдающих нормы ислама и среди них немало молодых людей.
Жители многих сел Лакии исторически традиционно подразделялись на тухумы с разными уровнями достоинства. Тухумы, возникшие из лагов (рабов, зависимых), считались менее достойными, чем тухумы узденей. Такое разделение и такая кастовость нередко становились причиной многих конфликтов и даже межтухумной вражды. Отголоски этих отношений до сих пор существуют среди большинства сельских джамаатов Лакии.
Таких тухумных градаций среди вихлинцев нет. Нет трухумов, которых в других селах называют «длинноухими» (намек на осла, т.е. на низкое происхождение). Возможно, вихлинские тухумы были узденскими, вольными. Во всяком случае, среди вихлинцев, передавая из поколения в поколение, бытует убеждение о том, что вихлинцы были гордым независимым джамаатом, не подчиняющимся даже ханам Кази — Кумуха. Конечно же, полное неподчинение центральной власти – это просто миф, но кази кумухские ханы вели гибкую внутреннюю политику и могли позволить вихлинцам некоторую вольность, свободу от каких-то повиновений в обмен на другие обязательства, скажем, на обязательства выставлять в случае необходимости воинов. О том, что джамаат Вихли был влиятельным и порой мог позволить себе поступать вопреки воле ханов, свидетельствует такой факт из истории Лакии. В начале 18века писарем и советником у знаменитого Кази — Кумухского хана Сурхай-хана 2 (Хъун Бутта) служил известный теолог, ученый-арабист и поэт Мухаммед аль- Убри (Убурдал Мах1аммад). Правитель Лакии очень ценил этого образованнейшего ученого своего времени, доверял ему и, когда Сурхай-хан 2 завоевал Шемаху и стал правителем Ширвана, он назначил Мухаммеда аль-Убри преподавателем в медресе Шемахи и своим представителем в Ширване. Но любовь ханов недолговечна и в один прекрасный день Мухаммед аль -Убри попал в немилость и был изгнан ханом из своего окружения. Опальный ученый стал искать себе пристанища в разных местах обширных владений хана. Но боясь ханского гнева, ни одно село не приняло Мухаммеда, и только джамаат Вихли не побоялся принять к себе и взять под свою защиту несчастного гонимого великого ученого. Мухамед аль – Убри долгое время жил и работал в Вихли. Сохранилась его запись о взаимоотношениях ханских отпрысков, рожденных от простых женщин (чанка), и узденей в Вихли. Он пишет о том, что вихлинские уздени не выдавали своих дочерей за чанка и не женили сыновей на их дочерях. В этой связи описан конфликт между чанка неким Хамшавадом и узденем Мухамедом. Последний отказывался выдать за Хамшавада свою дочь до тех пор, пока тот не отказался от своего сословия и не перешел в уздени. Чанки, как потомки ханов имели значительные сословные преимущества, но вихлинцы не хотели, чтобы кто — либо имел превосходство над остальными, и подобными требованиями вынуждали их отказаться от своих сословных привилегий и стать равным со всеми. Это свидетельство Мухамеда аль — Убри цитирует замечательный ученый энциклопедист Али Каяев.
Уникальным историческим памятником лакского народа является вихлинское кладбыще (Хъун х1атталу).
Как известно, почти тысячу лет на территории нынешних Дагестана, Чечни и Северного Азербайджана существовало мощное и обширное государство шамхалов. Центром этого государства был Кази-Кумух. В Кази — Кумухе сохранилось фамильное кладбище шамхалов и членов шамхальского дома. На каменных стелах шамхальских надгробий изображены характерные символы, напоминающие стилизованных птиц. Возможно, это значительно видоизменившееся изображение Ахурамазды – солнечного божества огнепоклонников. На кладбище в Кази- Кумухе несколько десятков стел с изображениями шамхальских символов. Почему то большее количество надгробий с изображениями шамхальских символов находятся на вихлинском кладбище. Я насчитал их около шести десятков, возможно их гораздо больше. Изображения на стелах вихлинского кладбища архаичны и разнообразны в отличие от более устоявшихся каноничных изображений на шамхальских надгробиях Кази-Кумуха. Как могли появиться на кладбище селения, возникшего всего триста лет назад, стелы с изображениями шамхальских символов — загадка, на которую наука не дала еще никакого ответа. Есть несколько версий, объясняющих возникновение на вихлинском кладбище надгробий с шамхальскими знаками. Первая версия связана с предположением, что столица шамхальского государства первоначально располагалась недалеко от села Вихли, там, где археологи раскопали старинный город, получивший в народе название «Цыйшинское городище». Если столица государства шамхалов действительно находилась там, то это объясняет наличие на вихлинском кладбище надгробий с шамхальской атрибутикой.
По другой версии надгробия с шамхальской символикой привозилась в Вихли с ликвидированных шамхальских кладбищ Кази-Кумуха (ислам допускает ликвидацию кладбищ при соблюдении ряда условий). В любом случае стелы с вихлинского кладбища с надписями и символами шамхальского периода, являются уникальными памятниками лакской эпиграфии и их описание и расшифровка, несомненно, даст бесценные сведения по истории лакского народа.
Вихлинцы активное участие приняли и в восстании против царской администрации 1877 года. К сожалению, сохранились имена немногих вихлинцев этого трагического периода истории Дагестана. Наиболее известным из них был Хубума (Багълихъал Хъюбума), который отбывал ссылку с Ибрагимом Габиевым, отцом знаменитого революционера и политического деятеля Саида Габиева. Дружбу с ним он сохранил в течении всей жизни.
Большим потрясением и огромной трагедией для лакского народа стали революции и последовавшие за ними события гражданской войны. В огненном вихре этой войны погибли лучшие сыны народа, оказавшиеся по разные стороны баррикад. Немало вихлинцев было вовлечено в эту братоубийственную войну, немало жизней было перемолото кровавыми жерновами. Известен подвиг машиниста паровоза Щигнаева Щигна, который в критический момент по железной дороге с риском для жизни вывез большевистских активистов и боеприпасы из осажденного белогвардейцами Порт — Петровска. Многие вихлинцы участвовали в партизанском движении против деникинцев и покрыли себя неувядаемой славой. Среди них Касумов Омар, Ахмедов Андалав. Бесстрашный красный партизан Алилаев Магомада получил за храбрость и отвагу именное оружие от своего командования. Конечно же, немало было и тех, кто сражался по другую сторону баррикад. Имена многих из них известны, и пора снять с них ярлык контрреволюционеров, объективно и по достоинству оценить их действия, ибо они наши граждане, оказались вовлеченными в кровавые события отнюдь не по своей вине.
Вихлинцы не были отходниками. Редко кто из аула выезжал в чужие края в поисках работы и пропитания. Как известно отходничество мужского населения Лакии было обусловлено скудностью и малоземельем большинства лакских сел. Вихлинцы же в те времена имели достаточно обширные пахотные земли и пастбища, которые обеспечивали им вполне достаточное количество продовольствия. Вихлинцы гордились тем, что могут есть свой хлеб на родной земле и до недавнего времени осуждали тех, кто по той или иной причине покидал село в поисках лучшей доли. Но с 70х годов прошлого столетия, долго упорствовавшие вихлинцы не выдержали натиска обстоятельств и потихоньку поддались тенденции, которая ранее опустошила многие лакские села. За короткий период времени несколько десятков семей вихлинцев переселились в Кизлярский район, в города или другие села.
По переписи 1902 года в Вихли было 307 семей, а сегодня спустя более 120 лет, в селении проживает на 50 семей меньше. Не будучи отходниками вихлинцы тем не менее мастерски владели многими ремеслами. По всему Кавказу славилось тонкое домотканое вихлинское шерстяное сукно для изготовления черкесок — традиционной одежды горцев Кавказа (чухъа). Недаром на лакских свадьбах до сих пор лучших танцоров и музыкантов славят выкриками, сравнивающими их удаль и мастерство с изяществом вихлинского сукна (цара — цара вихьуллал чухъа). Может быть, есть еще в селе кто то, кто не забыл секреты изготовления домотканого сукна, но это древнее искусство, к сожалению, вымерло за невостребованностью. Изготавливали вихлинки и самый лучший в Лакии войлок из овечьей шерсти, ткали паласы, накидки для ношения кувшинов, мастерили обувь из войлока (варсул усру), шили верхнюю одежду для женщин (къабачри), и мужчин (рах1урду). До недавнего времени жили в селении мастера — медники — Гусейнов Чарин и Магадов Габибуллах, изготовлявшие изящные вихлинские водоносные кувшины (урхьри), кумганы (къюнартту) и каждый из них имел свой почерк, свой неповторимый стиль. Жаль, мастера ушли в лучший мир, и традиция умерла вместе с ними. Пластиковые канистры победили горские кувшины, убожество одолело изящество, ширпотреб убил искусство.
В 1938 году в Вихли был создан колхоз. Колхоз был назван в честь К. Ворошилова. Вихлинцы в силу своего природного консерватизма долго не соглашались создать колхоз. И создали его гораздо позже других сел. Это было большой ошибкой, ибо скот и сельхозинвентарь, конфискованный у вихлинцев, объявленных кулаками, были переданы в другие села, где уже были колхозы. Это нанесло большой ущерб экономике села. Трудное было строительство колхоза в Вихли. Первыми председателями колхоза были: Ушанов Рамазан, Алиев Али.
Во время войны вихлинцы, самоотверженно трудясь в тылу, оказывали огромную помощь фронту денежными средствами, зерном, скотом.
За большой вклад в победу над врагом Председатель Государственного Комитета Обороны И. В. Сталин прислал благодарственную телеграмму вихлинцам на имя секретаря парторганизации Абакарова, председателя сельисполкома Кадырова. «Передайте колхозникам и колхозницам колхоза имени Ворошилова, собравшим сорок тысяч рублей деньгами , зерно, скот и вещи в фонд помощи семьям фронтовиков, мой братский привет и благодарность Красной Армии»,- пишет вихлинцам Верховный главнокомандующий в своей телеграмме.
Огромен вклад вихлинцев в общую победу в Великой Отечественной войне. На фронт в разные годы ушло 140 вихлинцев, вернулось 65 человек. 75 погибли на фронтах. В самом начале войны многих мобилизованных вихлинцев , как и других, спешно бросили в самое пекло, не обучив даже самым элементарным приемам ведения боя. И многие из них погибли сразу. Рассказывают, что были случаи, когда в один день в село приходило по пять похоронок.
Многие вихлинцы получили высокие награды за проявленную доблесть и мужество на полях сражений. Биштаев Гасан стал кавалером двух орденов Славы, подбив в одном сражении три немецких танка. Магомедов Гусейн спас знамя части, будучи снайпером, уничтожил 140 немецких солдат и офицеров.
В Одесской области, в поселке Татар — Бунер воздвигнут памятник отважному вихлинцу Чавтараеву Гаджикади, погибшему в неравной схватке, с целым взводом немецких солдат. Как следует из его наградного листа, в этом бою Гаджикади уничтожил два самоходных орудия, 15 лошадей с телегами, загруженными оружием и боеприпасами. За этот подвиг Чавтараев удостоен ордена Отечественной войны 1степени. Инвалидами вернулись с войны орденоносцы Магомадиев Магомади — кавалер ордена Красной звезды, Тутилаев Алил- кавалер двух орденов Отечественной войны 2 и 3 степени. Орденоносцем был и Магадов Чупан. Впоследствии он возглавлял вихлинский сельсовет.
В тяжелые годы войны начальником НКВД Лакского и Кулинского районов был Мусаев Магад (Зайрал Мих1а) из Вихли. В те непростые времена он вел бескомпромиссную борьбу с вражескими диверсантами, дизертирами, уклонистами, разбойниками, сохраняя порядок и спокойствие граждан в тылу.
Председателем Кулинского раисполкома работал Омариев Магад (Ххассул Мих1а) – офицер — фронтовик. Позже он долгое время возглавлял партийную организацию флагмана дагестанской индустрии- завода имени М. Гаджиева, был там же заместителем директора по кадрам.
Заметный след в истории вихлинского колхоза. который в разное годы носил разные названия (Ворошилова, Сталина, «Путь коммунизма»), оставили председатели Гасанов Курбанмагомед, фронтовик Салихов Али, заслуженный техник ДАССР Курухов Курух, который впоследствии долгое время работал начальником Управления сельского хозяйства Кулинского района, ветеран войны Магомедов Гасан, который впоследствии возглавил райПО и ОКХ Кулинского района, Сулейманов Осман, Юсупов Ахмед, Алиев Омари. Более 20 лет возглавлял колхоз Нурмагомедов Рамазан, награжденный высшей наградой республики — Почетной грамотой Президиума Верховного Совета. Во время его руководства дважды в 1988 и 1989 году колхоз получил переходящее Красное Знамя за победу во всесоюзном соцсоревновании. Сегодня Вихлинский СПК возглавляет Ганапиев Магад.
Многие колхозники в это время были награждены орденами и медалями. Животноводы Исаев Муса (Ттярагъайхъал Муса) и Ахмедов Рамазан (Абул Разу) были награждлены орденами Трудового Красного Знамени, Ганапиева Зузу награждена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Дагестана. Депутатом Верховного Совета СССР двух созывов была уроженка селения Вихли доярка Закуева Айшабаба, за доблестный труд она награждена орденом Ленина.
Более десятка вихлинцев в разные времена получили звания офицеров. Среди них Омариев Магомед — участник войны, полковник запаса, Салихов Ахмед- полковник запаса МВД, Алиев Омар (Лахъил Оьмар) — полковник запаса, Гуйдалаев Мамми — полковник российской армии, Гасанов Шахбан- капитан запаса, лейтенант Щигнаев Магомед погиб на войне.
Немало среди вихлинцев замечательных врачей. Прежде всего, надо назвать Ашаева Нуруллаха — заслуженного врача РФ и РД, более 20 лет проработавшего главным врачом Кулинского лечебного объединения. Под его руководством райбольница и здравоохранение района по всем показателям и по своему уровню вышла на самые передовые позиции в республике. Были построены новые корпуса больницы, все слои населения получили квалифицированную медицинскую помощь. Заслуженнимы врачами РД являются хирург Салихов Магомед, Мянчиев Абдул, Магомедов Аркалла. Главврачом в Лакском районе работал Сулейманов Сулейман, в Ставропольском крае главврачом участковой больницы работает Султанов Чарин. В Харьковской области главврачом участковой больницы работает Магомедов Расул. Абачараев Омар возглавляет санэпидслужбу г. Каспийска. В Москве работает кандидат медицинских наук, гинеколог Алиева Зулейхат. ВЛакском и Кулинском районах пользуется большим уважением и авторитетом врач гинеколог, заслуженный врач РД Магомедова Шуъбанат. Мазаева (Муталлиева) Патимат –заслуженный врач Дагестана, отличник здравоохранения России, заведует отделением Кочубейской медсанчасти, отгонного животноводства.
Отдельно надо сказать и о вихлинской школе. Начальная школа была открыта в начале 20х годов. Дети ходили в школу в помещения, нанятые у частных лиц. В 1929 году построили добротное здание, которое стоит до сих пор, хотя школа многократно достраивалась и реконструировалась. В 1956 году школа стала средней, при ней открылся интернат. За годы функционирования школы многие учителя достигли высокого уровня профессионализма, стали признанными не только в районе, но и в республике специалистами. В школе работали и работают замечательные педагоги. Это Алиханова Сиянат — заслуженный учитель школ ДАССР, отличник народного просвещения. Она проработала в школе почти 60 лет, десятки лет проработала завучем школы, более 11 лет была директором, она была депутатом верховного совета ДАССР 4 созыва. Средняя школа в селе была открыта и благодаря ее депутатским запросам. Чупанов Зайнутдин- отличник народного просвещения, был директором школы 20 лет, Магомедов Худай — отличник народного просвещения, заслуженный учитель РД, долгое время работал завучем по воспитанию, был парторгом колхоза. Продолжает плодотворно трудиться Гасанов Тагир — кавалер ордена «Знак почета»; Абдулаев Магомед, Ушанов Омар, Муталлиев Муталли, Кадиев Кису, Шейхов Шейх стали отличниками нородного образования, Ашаева Саадат, Ашаева Патима, Ашаева Мариян, Халилова Мариян- заслуженные учителя РД, Киньшина Раиса Федоровна — отличник народного образования СССР, долго работала завучем по учебной части.
С 1938 года до начала войны работал заведующим Кулинского райОНО Щигнаев Магомед, заслуженный учитель РД Шалласуев Багду работал инспектором райОНО.
Было время, когда в Вихлинской средней школе обучалось более 700 учеников. Многие выпускники восьмилетних школ района приезжали продолжать учебу в Вихлинской школе. При школе функционировал интернат. Жаль, обезлюдели села вокруг Вихли, не приезжают дети теперь в наше село. Да и сами вихлинцы потихоньку покидают родные места. Все меньше молодежи остается в горах. Сейчас в школе учатся 160 учеников, их обучают высококвалифицированные учителя. Директором школы работает опытный педагог Магомедов Алил. Начато строительство новой типовой школы. Может возродиться былая слава Вихлинской средней школы.
Многие педагоги — вихлинцы работают и за пределами своего села и района. Директорами и завучами в школах лакского района работали и работают Гуйдалаев Саид, Гуйдалаев Абакар — заслуженный учитель Дагестана, Гасанов Али- отличник народного образования Дагестана, Ашаев Исрапил. Завучами трудились Гаджиева Айша, Сайкуева Гуля, Гасанова Гурия. В школах Кизлярского района директорами школ работали Мусаев Сулейман, Сулейманов Магомед, Курухов Алихан — отличник народного образования РД, Абаева Айша, Муталиев Кубума. В Левашинском районе директором школы работает Рашидова Саманият, там же завучем работает Магомедова Саида.
Есть среди вихлинцев и свои мастера слова. Поэт и журналист Гасан Курухов, член Союза писателей Росии, заслуженный работник культуры РД, работал заместителем главного редактора газеты «Илчи». Был прекрасным журналистом, переводчиком и писателем покойный Камаханов Али. Выходцем из Вихли был и известный аварский писатель, участник войны Сулейманов Магомед.
Вихлинцы по праву гордятся замечательными сыновьями лакского народа, национальными героями Лакии, выходцами из Вихли, безвременно ушедшими братьями Хачилаевыми Магомедом и Надиром. Память о них бережно сохраняют вихлинцы.
Многие специалисты сельского хозяйства из Вихли получили почетные звания. Курухов Курух — заслуженный зоотехник Дагестана; Ахмедов Шахбан, Алиев Омари, Абачараев Магомед – заслуженные ветеринары Дагестана; Нурмагомедов Рамазан, Юсупов Ахмед, Магомедов Магомада (Мякъихъал), Гусейнов Магомед (Бичалав) — заслуженные работники сельского хозяйства РД,
Главой муниципального образования Лакский район работает выходец из села Вихли Магомедов Юсуп. Абачараев Магомед в том же районе возглавляет ветеринарную службу. Руководителем Лакской Межрайонной Ветеринарной Лаборатории работает Чупалаев Рамазан Н.. Районное собрание Кулинского района возглавлял Гуйдалаев Гамзат, Чупанов Адам работал заместителем администрации Кулинского района, заместителем начальника сельхозуправления по отгонному животноводству работает Ганапиев Ахмед.
В Кизлярском районе руководителем городских энергосетей работает Гасанов Камил, Тугайлаев Жаруллах возглавляет энергосбыт района. Жители села Аверьяновка выбрали главой сельской администрации вихлинца Магомедова Магомеда. Санэпидслужбу города Каспийска возглавляет врач Абачараев Омар.
Среди вихлинцев много многодетных семей, где растут 7 — 8 детей.Три вихлинки Магомедова Издаг, Юсупова Хадижат и Чупанова Асият воспитали по 10 детей. Магомедовой Издаг и Юсуповой Хадижат присвоены звания «Мать-героиня». По девять детей воспитали Махмудиева Шавлух и Гасанова Патима.
Вихлинский сельсовет, впоследствии администрацию села в разные времена возглавляли Магомедов Чупан, Гасанов Курбанмагомед, Кадыров Вагаб, Маммаева Лейли, Нурмагомедов Рамазан, Маммаев Мамма, Магомедов Магомед (Къапухъал), Тамарилаев Магомед, Магомедов Магомед ( Итнайлавхъал), Гусейнов Магомед ( Бичалав). Сейчас администрацию села возглавляет Сулейманов С. С.
На спортивных аренах Дагестана, России и мира спортсмены — вихлинцы добились заметных успехов. Вот их имена: Гасанов Касим — чемпион мира по ушу — саньда, Султанбеков Сухраб- чемпион мира по кикбоксингу; Тамарилаев Мустангир — чемпион Европы по кикбоксингу; Магомедов Магад — бронзовый призер чемпионата мира по кикбоксингу; Султанбеков Багир — чемпион России по ушу-саньда; Магомедов Адиль- чемпион России и Дагестана по кикбоксингу; Магомедов Магад — бронзовый призер чемпионата мира по кикбоксингу, чемпион Дагестана; Алилов Омар- призер чемпионата РФ по кикбоксингу; Сулейманов Магомед- чемпион России по ушу-саньда; Ахмедов Абдул — чемпион по боксу среди ВУЗов Москвы, студент МГУ; Курбанмагомедов Рамазан — чемпион Махачкалы и призер первенства Дагестана по греко-римской борьбе, Сулейманов Магомед- чемпион Дагестана по ушу — саньда.
Фольклорном ансабль «Вихлинка», возник в начале 60 годов по инициативе знатока фольклора, заведующего вихлинским клубом Гусейнова Гусейна ( Ккасул Х1усайн). Старинный вихлинский танец кардинально отличается от других лакских танцев. Танцу характерны уникальный шаг, широко раскинутые во время танца руки женщин — танцовщиц и полусогнутая позиция танцора — мужчины. Причем с одним танцором могут танцевать до 10 женщин. Чувствуются в этом танце отголоски древних поверий, и элементы ритуалов в честь забытых божеств и покровителей природы. Уникален национальный костюм вихлинок. Это широкое прямое платье с широкими рукавами, глухой стеганый волосник и белая повседневная и цветная праздничная накидки (ч1инч1у). Буквально до недавнего времени женщины — вихлинки поголовно носили этот уникальный костюм, дошедший до нас с глубокой древности. Сейчас, к сожалению, редко можно увидеть вихлинку в красивейшей национальной одежде. Ансамбль «Вихлинка» является неизменным участником районных, республиканских фольклорных фестивалей, становился лауреатом многих фольклорных конкурсов, выступал на многих концертных площадках страны, в том числе и в Москве в концертном зале «Россия». Руководителем ансамбля является заслуженный деятель культуры РД Гасангусейнова Рукижат. Активными участниками были Алиханова Сиянат, Магомедова Хадижат, Юсупова Хамис, Алиева Патимат, Омариева Камилат, Махмудиева Шавлух и другие.